Внушение и воспитание

16.02.2014 21:52

Пожелания педагога-психолога к воспитательскому внушению для родителей и педагогов.

1.     Необходимо давать себе время.
Иногда родители в своем процессе воспитания напоминают роботов, лишенных времени на то, чтобы увидеть и проанализировать ситуации взросления и изменения в личности ребенка. Поэтому необходимо научиться выдерживать паузы, во время которых существует возможность ориентации. И только потом должна последовать реакция. Помните, что «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Дети уважают основательность, отсутствие суетливости. Поэтому некоторая медлительность взрослых в отношении детей часто, сама по себе, действует внушающим образом.


2. Необходимо давать время ребенку.
Вспомните, как часто вы поторапливаете ребенка, пеняете ему за его медлительность, огорчаетесь по поводу его нескорых действий. Однако, примерно половина малышей не в состоянии справиться с теми, которые требуют от них взрослые, а каждый десятый ребенок еще более явно медленнее других. Как правило, медлительность не связана со здоровьем малыша. Замечено, что медлительнее дети одаренные, например, А.С. Пушкин, Э. Эйнштейн по воспоминаниям отнюдь не отличались шустростью в раннем возрасте. Следует помнить, что данному ребенку именно таким образом необходимо развиваться. Став старше, такие дети достаточно быстро догоняют и опережают своих сверстников. Общение с медлительными детьми должно предполагать некую предупредительную информацию к последующим действиям. Например, скоро 9 часов, надо будет идти спать. Случается, что некоторые действия необходимо выполнить незамедлительно. Тогда от вас требуется твердость и решительность, но обязательно веселая и жизнерадостная.
3. Не следует внушать отрицательное.
Достаточно часто взрослые употребляют разнообразные «страшилки», предсказывающие ближайшее неблаговидное будущее, например, «ты простудишься», «отдам дяде», «машина задавит» и т.п. Это самым неблагоприятным образом может отразиться на психике малыша. Освободиться от таких предостережений достаточно трудно и бывшим детям. Отрицательное внушение крайне редко пройдет бесследно, и ненависть страх, ужас могут неожиданным образом проявиться впоследствии. Таким образом, взрослым не следует акцентировать свое внимание только на какие-то проблемы, вырабатывая в себе спокойное отношение к ним. К ребенку же надо проявлять заинтересованность и участие.
4. Необходимо внушать положительное.
Каждый человек, взрослый ли ребенок, нуждается в положительном одобрении себя, что, не смотря ни на что, он хороший, что можно жить и жить хорошо. И это – главное. Поэтому, прежде всего, взрослые обязаны выработать в себе потребность: каждый день с ребенком начинать с радостью, а заканчивать с миром. Таким образом формируется позитивное развитие личности, адекватное отношение человека к себе.
5. Следует внушать реальное.
Не смотря на то, что детям сказки необходимы, знание жизни также важно. Общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы, формируя ЕГО картину мира. Не вводите его в заблуждение исключительно своими представлениями. Предоставьте ему возможность разбираться, анализировать, пробовать. Относитесь доброжелательно к этим желаниям познания мира, помогайте ребенку в этом. Тогда есть вероятность стать добрым советчиком и другом своему ребенку.
6. Уверенность воспитателя в себе.
Многие взрослые уверены, что жизнь трудна и сложна. Однако, вы должны быть уверены в своей правоте. Без этого трудно воспитывать и воспитать ребенка. Речь в данном случае не о маске, видимости уверенности, а об уверенности. И без уверенности здесь не обойтись… Интересно, что более половины слов и действий, которые адресуются ребенку, вообще не нужны. Это производные тревожности. Оставьте их ей. А вот все остальное должно делаться и говориться уверенно. Ошибки, конечно, не исключены. Но осознание этого права как доверия уму и душе ребенка, дает уверенность и в нем. Истинный ум маленького человека заслонен его неопытностью и незрелостью, а также его специфическим положением ребенка. И исполнение этой роли предполагает послушание, зависимость, подчинение, а не ум. Среди детей много проницательных психологов, распознающих воспитательные приемы. Потому то, по мнению психологов, как таковой воспитательной политики и быть-то не должно.
7. Следует давать время на отдых от внушения.
Каждый человек нуждается в отдых не только от дел, обязанностей, а также от приказов, нравоучений, уговоров, похвал, распоряжений и т.п. Любому человеку требуется отдых от любых воздействий и обращений, нужно время, чтобы распоряжаться собой без остатка, полностью, то есть быть на это время полностью свободным. Без свободы страдает дух. Трудно сказать, насколько полностью можно применить совет опытных дрессировщиков начинающим в отношении детей, который звучит: «Постепенно все меньше свистите и командуйте», но, по крайней мере, это работает и потому заслуживает определенного внимания.
8. Необходимо разумно подходить к примерам.
Часто приходится слышать о том, что взрослым надлежит быть примером, образцом для детей. Плохого в этом, разумеется, ничего нет. Все дело в отношениях, складывающихся между людьми. И если взаимоотношения искренни, построены на взаимопонимании, если они искренни, но только с обеих сторон, безупречности и исключительности не требуется. Практика показывает, что ребенок тогда сам возьмет все лучшее, доведя самые скромные достоинства до совершенства. А недостатки, ошибки нивелируются, растворятся. При всей показательности и идеальности взрослого добиваться следует не соответствия, а встречной радости, отклика в душе ребенка. Родитель бывает и убийственно хорош, и спасительно плох; в его недостатках ребенок может оправдание своего существования, а в достоинствах – подтверждение своего ничтожества. Бывает, что отрицательный пример может стать мощным духовным стимулом. Случается, что в семье алкоголиков вырастает фанатичный противник спиртного.
9. Следует уважительно относиться к тайнам.
Ребенок человек, по отношению к которому следует проявлять деликатность и тактичность, равно как и к любому взрослому, даже щепетильнее. Следует остерегаться прямолинейности в отношениях, лобовых вопросов по самым безобидным темам. Иногда, лучше начать разговор с рассказа о себе, своих воспоминаний, интересных случаев и т.д. Не спешите упрекать ребенка, если вы заметили проявления «неправильного» поведения, лживости; вспомните и проанализируйте свои случаи прибегания ко лжи, даже ретуширующей.
10. При воспитательском внушении важно учитывать состояние ребенка.
Спросите себя, понимаете ли вы, что
• Полчаса перед сном и после сна ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения, нервных срывов;
• Мальчик, теряющий уверенность в себе, медленнее растет и труднее воспринимает, усваивает информацию;
• Девочки во время периодических недомоганий редко бывают полностью вменяемыми и адекватными;
• Знание, усвоенное без удовольствия и радости, практически никогда не усвоено;
• Существующие, но не выявленные проблемы со стороны здоровья, могут влиять на психоэмоциональное состояние.

 

Рекомендуемая и использованная литература:
Вл. Леви «Нестандартный ребенок» и другие книги
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 93 Кондратьева Л.А.