Вопросы и ответы

Здравствуйте! Скажите, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу. Спасибо

Рекомендации психолога:

Уважаемые родители! Для того чтобы определить готов ли ваш ребенок к школе:

1. Проверьте умения своего ребёнка на данный момент времени .
2. Выявите пункты, по которым Ваш ребёнок неуспешен. Постарайтесь восстановить «пробелы».
3. Проверьте своего ребёнка ещё раз перед началом учебного года.


Окружающий мир

1 Знать своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города, название страны и столицы.  
2 Знать названия профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий.  
3 Называть группы предметов обобщающим словом.  
4 Знать основные правила дорожного движения.  
5 Знать последовательность времён года, частей суток, дней недели, месяцев.  
6 Различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам.  
7 Знать несколько зимующих и перелётных птиц.  
Развитие речи

1 Правильно произносить звуки.  
2 Употреблять в речи простые и сложные предложения.  
3 Пользоваться прямой и косвенной речью.  
4 Поддерживать непринуждённую беседу.  
5 Составлять небольшие рассказы о предмете, картине.  
6 Уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.  
7 Уметь определять место нужного звука в слове.  

Математика

1 Уметь считать в пределах 10.  
2 Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.  
3 Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого.  
4 Сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними.  
5 Уравнивать число предметов двумя способами.  
6 Различать форму предметов.  
7 Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.  
8 Ориентироваться на листе бумаги.  

Внимание
1 Уметь находить одинаковые предметы.  
2 Выполнять задания, не отвлекаясь 15 минут.  
3 Находить 5-6  отличий между предметами.  
4 Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.  
5 Копировать в точности узор или движение.  
6 Выполнять задания по предложенному образцу.  

Память
1 Уметь запоминать не менее 7-8 слов предметов, слов.  
2 Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.  
3 Пересказывать близко к тексту рассказы и сказки.  
4 Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.  
5 Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.  
6 Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.  

Мышление
1 Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.  
2 Классифицировать предметы в группы по определённым признакам.  
3 Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.  
4 Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам.  
5 Решать простые логические задачи.  
6 Выстраивать логический ряд из фигур.  

Мелкая моторика
1 Правильно держать и свободно владеть карандашом, авторучкой  и кистью.  
2 Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры в заданном направлении.  
3 Ориентироваться в тетради в клетку и в линию.  
4 Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.  
5 Уметь копировать простейшие рисунки.  
6 Уметь по образцу писать элементарные элементы букв.  
 

 

Как помочь ребенку справиться с волнением в период сдачи экзаменов (ЕГЭ)? Спасибо.

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют ребят на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми правилами. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того, чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и наша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумных или активных отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45 – 60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок выспался. Иногда дети, торопятся выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может и усилить общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заряжается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.

Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).

Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?

Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжается, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

А чувствовать себя более уверенно родителям поможет ознакомление со стратегиями поддержки своих детей. По предложенным ниже описаниям, любой родитель сможет без труда определить, к какой группе относится его ребенок (ознакомившись с краткой психологической характеристикой). А «вооружившись» этой информацией, Вы легко определитесь со стратегией поддержки именно вашего ребенка.

Стратегии поддержки:

Особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей. Всех обучающихся условно можно разделить на 3 группы:

- перфекционисты и «отличники»

- гипертимные дети (быстрые, энергичные, активные)

- тревожные дети (медлительные, неуверенные в себе)

Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая характеристика. Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно получить соответствующую (естественно высокую!) оценку.

Стратегия поддержки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.

Гипертимные дети (быстрые, энергичные, активные)

Краткая психологическая характеристика. У них высокий темп деятельности. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости выполнения заданий.

Стратегия поддержки. Инструкция типа «Не торопись!» не поможет. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал – проверь!». Необходимо развивать у детей функцию контроля, навыки самопроверки. Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты выпускных и вступительных экзаменов.

Тревожные дети (медлительные, неуверенные в себе)

Краткая психологическая характеристика. Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний (контрольные, диктанты, экзамены…). Сами себе не доверяют. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно просто подбодрить их, подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Стратегия поддержки. Очень важно обеспечить детям ощущение эмоциональной поддержки: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один!». Если ребенок обращается к Вам за помощью, достаточно просто убедительно сказать: «Нет сомнений, что ты делаешь все правильно, и у тебя все получится!».

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?». Желаем удачи! Ни пуха, ни пера!

Мой ребенок - гиперактивный. Говорят, что в школе будут проблемы. Что делать?

Что же делать родителям гиперактивного ребенка?

Вообще, основная задача родителей – постоянная ежедневная поддержка своего чада. С ней ребенок справится с трудностями и станет практически здоровым. А вот без нее его шансы выйти без потерь из этой ситуации весьма невелики.

Проблема №1. Неспособность гиперактивного ребенка регулировать свою моторную активность.

 

Мы то  с вами помним, что нервная система у гиперактивного ребенка работает с перегрузом.

И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности – серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте, перестать бегать или прыгать по просьбе взрослого не потому что плохой, а потому что не получается. Поэтому родителям на определенный период времени придется взять эту «неработающую» регуляторную функцию на себя.

Что делать родителям:

1. Организовать жесткий режим дня.

Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима.

Например, в 21:00 зажигается ночник – стакан кефира с печенькой на столе – душ – сказка – спать. Каждый день. Неизменно. Нет НИКАКИХ «уважительных» причин изменить этот порядок.

Тогда мозг вырабатывается своего рода условный рефлекс, как у той самой собаки Павлова. И тогда к концу всей этой неизменной процедуры ребенок будет уже почти спать… еще одно небольшое усилие  – и возбуждение погашено, ребенок уснул. Без этого процедура укладывания может растянуться на часы и вымотать и родителей, и неспособное уснуть непоседливое чадо.

2. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.

Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мама всегда читает сказку). Любое изменение заведенного порядка может восприниматься как катастрофа и даже вызвать истерику. Почему? А вы представьте, что вы проснулись, и обнаружили на небе два солнца… попробуйте вчувствоваться…панически страшно, да? Мир же изменился! Вот и малыш также реагирует на «ломку» его маленького мира: изменения – это опасность.

Если же «все как всегда» – тогда ребенок спокоен у него достаточно энергии для изучения и исследования этого мира.

А для гиперактивного ребенка его микромир должен быть «суперпредсказуемым». Частая реакция гиперактивного ребенка на «нештатную ситуацию» (то есть опасность) – бестолковая суета: он бегает, кричит, стучит ногами…

Это поведение – аналог «двигательной бури» в животном мире – когда напуганный зверь начинает бешено и нецеленаправленно метаться из стороны в сторону. И иногда таким образом ему удается напугать противника или найти выход из западни.

Возможно, вы видели подобное поведение у напуганных или возмущенных младенцев: он вопит, извивается, машет ручками и ножками, таращит глаза. С взрослением эта реакция уходит и заменяется другими, более зрелыми. А вот у гиперактивного ребенка из-за слабости тормозных механизмов она может проявляться и в значительно более позднем возрасте.

Поэтому постоянная беготня для гиперактивного ребенка – это именно такая разрядка, способ справиться со страхом, обидой, волнением… Но в этом случае энергии, сил и возможностей на адекватное его возрасту познание окружающего мира у него не остается.

Поэтому все, что нужно делать родителям гиперактивного ребенка – создать и поддерживать правильное постоянство домашнего мира для любимого чада.

3. Создать ритуалы.

Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят максимально упорядочить микромир ребенка и заложить жесткий режим дня. И вот тут надо фантазировать и использовать интересы ребенка. Я знаю, что многие мамы (с подсказкой или интуитивно) организуют эти ритуальные действия для своего гиперактивного чада. Буду очень рада, если вы поделитесь примерами – это здорово может помочь другим родителям!

Проблема №2. Низкая способность к концентрации внимания.

 

Никаких познавательных проблем обычно не возникает в семьях, где до поступления в школу с ребенком ничем образовательным особо не занимаются. Просто играют с ним в игры, которые он сам любит: бегать, прыгать, возиться…А если он достаточно гуляет на улице, и у него есть где полазить и покувыркаться дома – то и проблема повышенной подвижности может быть не такой уж острой. Есть даже способ повышенную травматичность снизить, но об этом попозже…

С проблемой низкой концентрации внимания семья в полной мере столкнется в том случае, если родители решат заниматься с ребенком дома чем-либо образовательным или развивающим. Ну, и в садике, конечно. Давайте, с садика и начнем.

 

—Если ребенок отказывается участвовать в занятиях.

На занятиях в садике он бегает и крутится, отвлекая других детей. А иногда вообще отказывается от участия в занятиях, потому как чувствует, что неспособен соответствовать предъявляемым требованиям.

Например, отказывается от музыкальных занятий… хотя дома может с удовольствием танцевать под музыку. И объяснение этого феномена очень простое – дома ребенок сам решают когда, сколько и как танцевать. А на занятиях он должен совершать определенные движения… следить за другими детьми и делать тоже, что и они…слышать музыку… выполнять указания педагога… Слишком много всего…

Что делать родителям гиперактивного ребенка.

Договориться с воспитателем, чтобы он разрешил ребенку присутствовать на занятиях в удобном ему месте (в уголке, в дверях). Ему хочется во всем этом участвовать, просто пока он не очень уверен в себе. И когда он почувствует, что в к нему не применяется насилие – он решится попробовать присоединиться в те моменты и на тех действиях, в которых он максимально уверен.

Конечно, все тут зависит от педагога. Дети-то легко принимают и понимают любую долю индивидуального разнообразия,  у них пока нет «взрослого» стремления к «справедливости» (читай – унифицированности и деланию «как все»). Задачей педагога будет сначала объяснить, что Петя во время занятий сидит на скамеечке, потому что у него такая личностная особенность. И объяснить и поддержать его участие в тот момент, когда малыш решится к участию в занятии: «Раньше Петя не был готов танцевать, а теперь это стало возможным. У него наверняка получится!»

—Если ребенок участвует в занятиях, но всем мешает:

бегает, крутится, отвлекает других детей.

В обычном садике все достаточно просто решается. Грамотный педагог понимает, что наше гиперактивное чадо неспособно вместе со всеми лепить слоника. И будет постоянно нагружать его различными поручениями по ходу: принести – отнести – полить цветы – помочь нянечке в каком-нибудь хозяйственном деле – или просто погулять или поиграть в уголке. И ничего трагичного не произойдет, если по итогу егоза так и не слепит пластилинового животного. Все-таки эта ситуация из серии «и волки сыты, и овцы целы». Если воспитатель не нашел этого решения самостоятельно – подскажите ему этот вариант

Все осложняется в ситуации платных развивалок-обучалок.

Родители гиперактивного ребенка платят деньги, и ожидают занятий с ребенком, а не игр в уголке.

Да и другим родителям может очень сильно не понравиться, что гиперактивный ребенок всех будоражит и воспитатель постоянно вынужден отвлекаться на него. В итоге, могут попросить из группы.

А родители потом в сердцах скажут, не скрывая разочарования и обиды «Вот  тебе так нравилось туда ходить. Не можешь себя хорошо вести – сиди теперь дома!!!».

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

1. Не отдавать до шести лет в группы, в которых занятия организованы по школьному принципу: дети сидят за партами, пишут в тетрадях и выполняют задания, требующие внимания и усидчивости. Ему больше подойдут группы с игровой обстановкой: дети могут свободно перемещаться, бегать, прыгать, отвечать по желанию.

2. Если проявления синдромы очень сильны (ребенок-«катастрофа») – лучше ограничиться просто садиком. Нервная система ребенка итак слишком нагружена.

3. Если ситуация в «развивалке» накаляется вокруг вашего ребенка – не стоит ждать, пока «выгонят». Лучше уйти самим. Очень важно, как вы объясните это ребенку. Абсолютно недопустимо говорить вышеприведенную фразу про то, что сам виноват. Скажите, что просто эта группа не очень ему подходила, вы будете искать то, что ему больше подходит. Или он пока просто мал и вы пойдете на следующий год.

4. Если все же ходит в развивалку и ему задают домашние задания – не слишком усердствуйте в их выполнении. Если же он расстроился, что других за их выполнение похвалили, а его нет – предложите ему: «Ты тоже можешь сделать это задание. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов». Такой подход поможет избежать насилия с вашей стороны и даст ребенку шанс начать формировать свою собственную волю. Громадное достижение для него!

—Если вы решили проводить занятия с гиперактивным ребенком:

И пазлы и мозаику он скорее разбросает, чем будет складывать. Да и скорее всего в трехлетнем возрасте он откажется учить буквы, например. Его нервная система и без букв «кряхтит» от нагрузки… поэтому организм заботливо отвергает еще одну, совершенно бесполезную, на его взгляд.

Ну, или он их все же выучит, эти буквы, за три дня, а на четвертый – забудет все абсолютно. Как будто и не было этого знания.

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

1. Не пытаемся усадить. В этом случае он будет всю свои силы тратить на то, чтобы усидеть и энергии на само занятие уже не останется. Пускай ползает, ходит или даже бегает во время занятий.

2. Занятия должны быть очень короткими. Может удержать внимание только две минуты? Отлично! Просто эти две минуты могут повторяться каждый час. Потом будет три, четыре… но все же не больше десяти, пожалуй. Потому как гиперактивный младший дошкольник после десяти минут занятий будет думать только о том, как бы удрать.

3. Тщательно готовимся к занятию – оно должно проходить на одном дыхании. Все материалы должны быть заранее подготовлены. Если только вы отвлечетесь на поиск необходимого или обдумывание следующего шага  – внимание ребенка вы потеряли.

4. Приучайте к регулярности занятий – тогда ребенок будет заранее на них настраиваться. Старайтесь их не пропускать. Лучше если занятия будут совсем короткими (5 минут), но зато каждый день по три раза. Старайтесь делать их в одно и тоже время.

5. Возможно, новомодные развивающие методики – не совсем то, что нужно вашему гиперактивному ребенку. Доман, Зайцев, Никитины… не самое лучшее решение…

6. Ориентируйтесь на состояние ребенка. Иногда у гиперактивных детей бывают «провальные» дни, когда они забывают все ранее выученное и приобретенное. В этом случае можно сказать, что «Сегодня у тебя не слишком это получается. Ничего страшного. Давай сейчас поиграем, а к этому вернемся следующий раз».

И попробуйте вычислить часы его наибольшей эффективности: с утра?… или вечером?… сразу после еды?… или, может после физической нагрузки? А когда лучше точно не садится за занятия, а лучше поиграть-побегать? Наблюдайте за ребенком – эти знания еще очень пригодятся вам после его поступления в школу.

Проблема №3. Гиперподвижность

Дети дошкольного возраста вообще много движутся. А уж гиперактивному ребенку движение нужно как воздух. Но как бы привести эту энергию в более мирное русло;)

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

 

1. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол

2. Организуйте специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность. Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.

3. Отдайте в кружок или секцию (если есть возможность + желание ребенка).

Особенно подойдут такие, в которых структура занятия включает большое количество движения: занятия гимнастикой, бегом, плаванием, театральная студия, кружок народного танца. С одной стороны, в них придется много двигаться, с другой – это не бестолковая беготня, а  занятия со смыслом и целью. Гиперактивные дети любят, когда уважаемый наставник их «организует». Поэтому основная забота – найти такого руководителем кружка, который сможет установить контакт с нашим чадом. Помните, что основное условие для того, чтобы ребенок ходил на занятия  - ему должен нравится педагог.

Очень хороший вариант – занятия верховой ездой, например. И необходимая нагрузка, и терапевтичное общение с лошадьми «в одном флаконе».

Очень хороши занятия в бассейне также сочетанием терапевтичности и физической разрядки.

Внимание! Нагрузки профессионального «серьезного» спорта для гиперактивного ребенка абсолютно противопоказаны!

Если ничего из вышеперечисленного вам не доступно, договоритесь с другими родителями и сами организуйте во дворе или площадке «Веселые старты» для группы детей. Понравится не только гиперактивному ребенку;)

4. Обеспечьте максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т.д. Зимой нагрузка на нервную систему особенно велика, а возможности «разрядки» ограничены. Поэтому может очень здорово помочь ходьба на лыжах. Или катание на коньках. Ну или катание с ледяных горок до полного изнеможения.

А теперь ряд общих рекомендаций родителям гиперактивного ребенка. Что еще важно делать:

1. Закаливать ребенка.

Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Банально? Зато очень действенно! Знаете, почему закаливание эффективно и при легочных, и желудочно-кишечных и при нервных заболеваниях?

Холодная вода – это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться: бежать, нападать, прятаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место.  В нашем случае – в нервной системе.

Еще один плюс закаливания для гиперактивного ребенка – при обливании холодной водой или контрастном душе тренируются кровеносные сосуды, а значит – они лучше противостоят нагрузкам и лучше снабжают органы (а нам особенно важно – мозг!!!) кровью.

Кроме этого, вылитое на плечи и загривок (не голову!) ведро холодной воды снимет избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга. Оно характерно для гиперактивных детей и именно оно мешает им заснуть, когда спать им на самом деле хочется.

2. Не держать дома.

Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.

Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу  - школе.  Лучше, чтобы он постепенно обретал социальный опыт общения с другими детьми и взрослыми, приспосабливался к требованиям, да и просто подготавливал иммунную систему к всестороннему обкашливанию и обчихиванию…

Также гиперактивного ребенка нужно особо подготавливать к школе. Это  - особая и очень большая тема, на которой сейчас не буду останавливаться. Также как и на том, что важно делать родителям после поступления их гиперактивного чада в школу.

3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.

Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…

А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста – у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние».  И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: «Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею».

4. Учить ребенка расслабляться.

Это можно делать в форме веселой игры. Про одну из них  я уже писала раньше вот тут.

Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» – воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом – они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет – может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.

Какие именно игры с песком обладают целительным расслабляющим действием – думаю, напишу отдельно. Очень уж хочется особо посмаковать эту тему, расписать в деталях:) Не пропустите;)

А пока хочу заметить, что для того, чтобы использовать целительные свойства воды и песка, совсем не обязательно ехать на море или речку.

Тридцати-сорока минут ежедневного контакта с водой в ванной тоже будет достаточно. Поэтому даем любимому неугомонному чаду водяные пистолеты, брызгалки из флаконов из под шампуня… учим играть в «морской бой» или «водолазов»… Закончить можно холодным обливанием, про которое я уже писала выше.

Песок можно заменить тазом с голубой глиной. Если таз накрыть тряпкой – глина может легко хранится в течение всей зимы где-нибудь под ванной или другом месте. Возня с глиной снимет агрессию, расслабит, разовьет фантазию. А заниматься ребенок ей может в той же самой легко отмываемой ванной комнате или кухне.

Вот, наверное, и все общие рекомендации. Насколько полезна и интересна вам была эта информация? Какие вопросы остались или появились?