Блог

"БОС" - воспитательная система МАОУ СОШ №93

30.11.2015 23:08

Цели воспитательной системы «БОС – безопасная образовательная среда» - Формирование безопасной образовательной среды в школе через повышение уровня компетентности учащихся, педагогов и родителей. 

Задачи: 1. Включение в процесс развития образовательной среды школы психологического содержания, психологических технологий и средств.

2.Создание инициативной группы из числа  педагогов, учащихся и родителей, специалистов социально-психологической службы школы по созданию и развитию воспитательной системы школы.

3. Разработка программ повышения компетентности по вопросам безопасности работающих учителей и родителей.

4. Отработка психологических умений партнерского, диалогического общения.

 5. Оказание адресной помощи субъектам учебно-воспитательного процесса в развитии социально-психологической умелости.

6. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми субъектами образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

7.Формирование логики безопасной жизнедеятельности и взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

8. Обучение приемам конструктивного решения проблем взаимодействия.

 9.Разработка пакета нормативно-правовых, учебно-методических и аналитических материалов, обеспечивающих сопровождение воспитательной системы.

Проектирование безопасной образовательной среды школы прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Второй принцип – опора на развивающее обучение и социально активное воспитание, цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. Третий принцип – помощь социально-психологической умелости.

Выделили  основные этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития: 1. 2013-2014 уч.год - разработка теоретической концепции, моделирование структуры воспитательной системы. Цель - формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. Основные методы - убеждения, требования, перспективы. 2. 2014-2015 уч.год развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, отработка  наиболее эффективных формы и методы воспитания, педагогических технологий. Главные методы развития - организация разносторонней деятельности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. 3. 2015-2016 уч.год - интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Методы  самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки. 4. 2016-2017 уч.год - усложнение целей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции школы. Обновление воспитательной системы идет на основе инноваций, развития творчества, изменения организации управления в направлении развития демократизации и гуманизации.  Важным аспектом  воспитательной системы является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой» воспитательной системой.

Основные направления воспитательной системы «БОС – безопасная образовательная среда» : «Безопасность» (общепедагогическое); «Моя безопасность»  (основы безопасности жизнедеятельности); «Общение без конфликтов» (психологическая без опасность); «Безопасность на дороге» (профилактика детского дорожного травматизма); «Пожарная безопасность»; «Антитеррор» (антитеррористическая защищенность); «Я в интернете» (информационная безопасность).

Оценка  эффективности реализации  воспитательной системы, степень ее приближенности  к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы, оценивается  по следующим критериям: общий психологический климат школы, стиль общения и отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность и комфорт; профессионализм и педагогическая культура учителя; уровень воспитанности и ценностные ориентации учащихся, прежде всего выпускников.

БОС

04.08.2014 01:09

Что такое "БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА"?

От кого зависит безопасность ребенка в школе?

Что нужно сделать, чтобы школа стала территорией безопсности для нас и наших детей?

Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты:

https://www.survio.com/survey/d/S6S9D4Q6J8Z8G3W8F

Внушение и воспитание

16.02.2014 21:52

Пожелания педагога-психолога к воспитательскому внушению для родителей и педагогов.

1.     Необходимо давать себе время.
Иногда родители в своем процессе воспитания напоминают роботов, лишенных времени на то, чтобы увидеть и проанализировать ситуации взросления и изменения в личности ребенка. Поэтому необходимо научиться выдерживать паузы, во время которых существует возможность ориентации. И только потом должна последовать реакция. Помните, что «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего». Дети уважают основательность, отсутствие суетливости. Поэтому некоторая медлительность взрослых в отношении детей часто, сама по себе, действует внушающим образом.


2. Необходимо давать время ребенку.
Вспомните, как часто вы поторапливаете ребенка, пеняете ему за его медлительность, огорчаетесь по поводу его нескорых действий. Однако, примерно половина малышей не в состоянии справиться с теми, которые требуют от них взрослые, а каждый десятый ребенок еще более явно медленнее других. Как правило, медлительность не связана со здоровьем малыша. Замечено, что медлительнее дети одаренные, например, А.С. Пушкин, Э. Эйнштейн по воспоминаниям отнюдь не отличались шустростью в раннем возрасте. Следует помнить, что данному ребенку именно таким образом необходимо развиваться. Став старше, такие дети достаточно быстро догоняют и опережают своих сверстников. Общение с медлительными детьми должно предполагать некую предупредительную информацию к последующим действиям. Например, скоро 9 часов, надо будет идти спать. Случается, что некоторые действия необходимо выполнить незамедлительно. Тогда от вас требуется твердость и решительность, но обязательно веселая и жизнерадостная.
3. Не следует внушать отрицательное.
Достаточно часто взрослые употребляют разнообразные «страшилки», предсказывающие ближайшее неблаговидное будущее, например, «ты простудишься», «отдам дяде», «машина задавит» и т.п. Это самым неблагоприятным образом может отразиться на психике малыша. Освободиться от таких предостережений достаточно трудно и бывшим детям. Отрицательное внушение крайне редко пройдет бесследно, и ненависть страх, ужас могут неожиданным образом проявиться впоследствии. Таким образом, взрослым не следует акцентировать свое внимание только на какие-то проблемы, вырабатывая в себе спокойное отношение к ним. К ребенку же надо проявлять заинтересованность и участие.
4. Необходимо внушать положительное.
Каждый человек, взрослый ли ребенок, нуждается в положительном одобрении себя, что, не смотря ни на что, он хороший, что можно жить и жить хорошо. И это – главное. Поэтому, прежде всего, взрослые обязаны выработать в себе потребность: каждый день с ребенком начинать с радостью, а заканчивать с миром. Таким образом формируется позитивное развитие личности, адекватное отношение человека к себе.
5. Следует внушать реальное.
Не смотря на то, что детям сказки необходимы, знание жизни также важно. Общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы, формируя ЕГО картину мира. Не вводите его в заблуждение исключительно своими представлениями. Предоставьте ему возможность разбираться, анализировать, пробовать. Относитесь доброжелательно к этим желаниям познания мира, помогайте ребенку в этом. Тогда есть вероятность стать добрым советчиком и другом своему ребенку.
6. Уверенность воспитателя в себе.
Многие взрослые уверены, что жизнь трудна и сложна. Однако, вы должны быть уверены в своей правоте. Без этого трудно воспитывать и воспитать ребенка. Речь в данном случае не о маске, видимости уверенности, а об уверенности. И без уверенности здесь не обойтись… Интересно, что более половины слов и действий, которые адресуются ребенку, вообще не нужны. Это производные тревожности. Оставьте их ей. А вот все остальное должно делаться и говориться уверенно. Ошибки, конечно, не исключены. Но осознание этого права как доверия уму и душе ребенка, дает уверенность и в нем. Истинный ум маленького человека заслонен его неопытностью и незрелостью, а также его специфическим положением ребенка. И исполнение этой роли предполагает послушание, зависимость, подчинение, а не ум. Среди детей много проницательных психологов, распознающих воспитательные приемы. Потому то, по мнению психологов, как таковой воспитательной политики и быть-то не должно.
7. Следует давать время на отдых от внушения.
Каждый человек нуждается в отдых не только от дел, обязанностей, а также от приказов, нравоучений, уговоров, похвал, распоряжений и т.п. Любому человеку требуется отдых от любых воздействий и обращений, нужно время, чтобы распоряжаться собой без остатка, полностью, то есть быть на это время полностью свободным. Без свободы страдает дух. Трудно сказать, насколько полностью можно применить совет опытных дрессировщиков начинающим в отношении детей, который звучит: «Постепенно все меньше свистите и командуйте», но, по крайней мере, это работает и потому заслуживает определенного внимания.
8. Необходимо разумно подходить к примерам.
Часто приходится слышать о том, что взрослым надлежит быть примером, образцом для детей. Плохого в этом, разумеется, ничего нет. Все дело в отношениях, складывающихся между людьми. И если взаимоотношения искренни, построены на взаимопонимании, если они искренни, но только с обеих сторон, безупречности и исключительности не требуется. Практика показывает, что ребенок тогда сам возьмет все лучшее, доведя самые скромные достоинства до совершенства. А недостатки, ошибки нивелируются, растворятся. При всей показательности и идеальности взрослого добиваться следует не соответствия, а встречной радости, отклика в душе ребенка. Родитель бывает и убийственно хорош, и спасительно плох; в его недостатках ребенок может оправдание своего существования, а в достоинствах – подтверждение своего ничтожества. Бывает, что отрицательный пример может стать мощным духовным стимулом. Случается, что в семье алкоголиков вырастает фанатичный противник спиртного.
9. Следует уважительно относиться к тайнам.
Ребенок человек, по отношению к которому следует проявлять деликатность и тактичность, равно как и к любому взрослому, даже щепетильнее. Следует остерегаться прямолинейности в отношениях, лобовых вопросов по самым безобидным темам. Иногда, лучше начать разговор с рассказа о себе, своих воспоминаний, интересных случаев и т.д. Не спешите упрекать ребенка, если вы заметили проявления «неправильного» поведения, лживости; вспомните и проанализируйте свои случаи прибегания ко лжи, даже ретуширующей.
10. При воспитательском внушении важно учитывать состояние ребенка.
Спросите себя, понимаете ли вы, что
• Полчаса перед сном и после сна ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения, нервных срывов;
• Мальчик, теряющий уверенность в себе, медленнее растет и труднее воспринимает, усваивает информацию;
• Девочки во время периодических недомоганий редко бывают полностью вменяемыми и адекватными;
• Знание, усвоенное без удовольствия и радости, практически никогда не усвоено;
• Существующие, но не выявленные проблемы со стороны здоровья, могут влиять на психоэмоциональное состояние.

 

Рекомендуемая и использованная литература:
Вл. Леви «Нестандартный ребенок» и другие книги
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 93 Кондратьева Л.А.

Как отличить фантазии ребенка от лжи?

13.02.2014 17:45

Ответ: Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос хорошим честным человеком. Как отличить фантазию от лжи? Как не потерять авторитет своим недоверием  в глазах ребенка? Как предупредить ложь? Стоит ли поощрять ее развитие или же вести с ней борьбу? Чем больше начинаешь думать, тем больше возникает вопросов, нежели ответов. Попытаемся ответить.

Если мы говорим о ребенке дошкольного возраста, то как правило имеет место фантазия. Что же такое фантазия?

ФАНТАЗИЯ – психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека.

Гуманитарный словарь нам сообщает: ФАНТА́ЗИЯ — инструмент. пьеса, иногда романс или хор в своеобразной, отклоняющейся от устоявшихся структурных типов форме, либо с необычной, причудливой образностью.

Так может ребенок играет с нами? Попробуйте поддержать его игру. Это театр одного актера, где ребенок выступает и сценаристом и постановщиком и актером своей, никому неведомой пьесы. Никто не знает ребенка так хорошо, как его родители. Ведь они с малышом переживают все успехи и неудачи с дней его жизни, они организуют и наблюдают. Значит родитель тоже может стать сценаристом.

Совет. Попробуйте в мягкой форме, применяя родительскую хитрость изменить сценарий игры, а следовательно и фантазии ребенка. Выведите его мысли на реальную жизнь. Если у Вас все получилось, поздравляю, Вы столкнулись с детской фантазией.

Детскую фантазию безусловно нужно развивать. Существует много приемов для детей дошкольного возраста.

Что же такое детская ложь? Может все дети только и делают, что фантазируют? Ответив на этот вопрос утвердительно, можно закончить статью. Но наша задача – предотвратить детскую ложь.

Безусловно, неприятно осознавать, что в воспитании ребенка вы допустили какую-то ошибку. Чтобы бороться с детским обманом, необходимо разобраться, что же такое детская ложь. По мнению известного американского психолога Пола Экмана, ложь – это намеренное желание ввести в заблуждение собеседника, без предупреждения о своем намерении.

Большинство из нас сталкивается с явлением детской лжи уже после 7-летнего возраста. Почему ребенок лжет? Что послужило причиной? Как это остановить? Нам, взрослым, иногда просто приходится обманывать другого человека, например, чтобы не обидеть его, или чтобы выгородить себя или другого человека. Такую ложь даже придирчивые психологи называют ложью во спасение. Ребенок обманывает по разным причинам.

1.                     Ребенок лжет от страха. В школьном возрасте ребёнок может обмануть учителя или родителя, если боится наказания. Поверьте, страх перед наказанием бывает порой так силён, что на его поводу идут даже взрослые, не то, что дети. И чем страшней проступок и грозней наказание, тем меньше у вас шансов, что ребенок скажет правду.

Совет: Если вы подозреваете ребенка во лжи – проанализируйте ситуацию не с точки зрения результата (обмана). Подумайте, почему ребенку сказать легче неправду. Если это страх. Бороться нужно не с враньем, а со страхом.

2.                     Ложь в личных интересах. Уже с 4-х лет малыш анализирует, за что могут похвалить, за что поругать. Ребенок начинает задумываться, за что его могут похвалить, а за что поругать. Ложь в данном случае – средство облегчить себе жизнь. Проблема в том, что мы не всегда видим эту ложь. 

Совет. В случае возникновения конфликтных ситуаций, не спешите занимать позицию ребенка, выслушайте все стороны. Этот совет ни в коем случае не настраивает Вас против ребенка. Старайтесь быть объективными.

3.                     Ложь как средство манипуляции. В данном случае ложь необходима ребенку для самоутверждения. Ее достаточно сложно отличить от игры. Необходимо помнить, что ложь-игра бескорыстна, а ложь-манипуляция нужна ребенку для того чтобы заставить восхищаться собой окружающих, привлечь их внимание. Происходит самоутверждение посредством использования чувств других людей. В подобных случаях ребенок может выдумывать, что его кто-то обидел, чтобы вызвать жалость и хоть ненадолго оказаться в центре внимания.

4.                     Подражание взрослым. Ложь по подражанию возникает, если родители лгут при ребенке, не придавая этому значения. Случается, что взрослые сами просят детей солгать. Если вы просите ребенка сказать звонящему по телефону, что вас нет дома, не нужно удивляться, если завтра неправду он скажет вам. Ребенок прибегает ко лжи, так как думает, что это обычный элемент общения.

5.                     Обман из мести. Если в вашей семье не редки конфликты с детьми, ребенок начинает думать, что родители стали меньше его любить. За недостаток родительского внимания и любви ребенок может лгать из мести. Ощущая себя отверженным, ребенок пытается обратить на себя внимание родителей всеми способами. Даже если родители будут рассержены и накажут его, он все равно будет рад, что привлек их внимание. В дальнейшем, желая обратить на себя внимание, ребенок будет действовать, пользуясь прежним методом.

6.                     Ложь в подростковом возрасте. Причины лжи в подростковом возрасте уже несколько иные. Подрастая, ребенок испытывает потребность в автономности от своих родителей. Подросток может начать создавать какое-то особенное пространство, где только он является хозяином. У него появляются тайны, которые он может доверить только избранным людям. В переходном возрасте обман может являться признаком взросления, поэтому родителям не нужно расстраиваться. Ребенок лишь хочет вырваться из-под родительского контроля.

Часто подростки приписывают своей лжи благородные цели: солгать ради того, чтобы спасти или обезопасить своих друзей.

Причиной лжи в переходном возрасте может стать нехватка родительского внимания и любви. Он не уверен в том, что интересен одноклассникам или любим своими родителями, поэтому внимание окружающих он привлекает при помощи того же обмана. (см. 2. Ложь в личных интересах).

Совет. Подросток может думать о том, что посредством лжи он сможет преодолеть барьер в общении с людьми, чьим мнением он дорожит. Родителям следует предупредить ребенка, что таким поведением он может окончательно потерять их доверие.

Если ребенок обманывает, не стоит принимать спешных решений. Ведь если дети лгут, это означает, что между ними и родителями произошел кризис доверия. В этом есть и вина взрослых. Помочь ребенку избавиться от плохой привычки могут не только психологи, а и сами родители.

Итак, если вы поняли, что ребенок вам врет, не нужно торопиться с наказанием. Следует разобраться в причинах, которые побуждают ребенка обманывать и постараться помочь ему.

 «Нас нельзя видеть насквозь, как детей, но мы не обладаем и умением безупречно притворяться. Мы можем лгать или говорить правду, заметить обман или пропустить его, заблуждаться или узнавать истину. У нас есть выбор; такова наша природа». 

Готов ли Ваш ребенок к школе?

29.01.2014 14:57

Общешкольное родительское собрание

(с родителями будущих первоклассников)

 

 «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

 

     Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. О том, насколько ребенок готов к школе, многие родители судят по тому, умеет ли он читать и считать. Что же в действительности определяет готовность к школе, что необходимо знать и уметь будущим первоклассникам?

     Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Она определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку: ответственное отношение к учебе, степень произвольности управления своим поведением, способность выполнять умственную работу, обеспечивающую сознательное усвоение знаний, а так же устанавливать со взрослыми и сверстниками контакты на основе совместной деятельности.

     Прежде всего следует обратить внимание на мотивационную, волевую, интеллектуальную, социальную готовность, а так же уровень развития зрительно-моторной координации.

 

Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят пойти в школу и, следовательно, в этом плане они подготовлены. Однако это не совсем так: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок стремится в школу (из ответов детей), так как у него будет новый ранец, не надо будет спать днем, как в садике и т.п. В этом возрасте очень сильно привлекает детей все новое. А в школе для ребенка все будет впервые: и классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает важность учебы и готов прилежно трудиться.

Как же развивать мотивационную готовность у будущих первоклассников?

Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником, что им необходимо будет при этом делать. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил. При этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы. Кроме того, родители непременно должны выражать уверенность в том, что учеба пойдет успешно и первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития мотивационной готовности. Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев заинтересованность ребенка внешней стороной его нового положения постепенно сменяется интересом к содержанию занятий, получению новых знаний, то есть возникает познавательная мотивация.

 

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно это является главной составляющей общей готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Однако это убеждение нередко является причиной ошибок родителей при подготовке ребенка к школе.

     На самом деле интеллектуальная готовность не представляет наличия каких-либо уже сформированных знаний и умений, хотя конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Главное – это уровень психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, способность читать, считать, мысленно решать определенные задачи, а так же умение планировать и контролировать свою деятельность.

     У будущих первоклассников должны быть сформированы элементарные математические навыки, они должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество», счет до 10 и обратно. Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности. Сформировать необходимые представления в один прием невозможно, хотя времени для этого нужно немного.  Учите детей сравнивать предметы, выделять общий признак в словах, находить лишнее, развивайте умение обобщать; закрепляйте названия основных цветов, развивайте воображение у детей.

Тренировку можно проводить на различном материале. Например, потренироваться в определении местоположения можно, расставляя на столе столовые приборы: тарелка в центре, вилка слева, нож справа, правильно называя и употребляя понятия. Или устроить с ребенком такую игру: попросить его достать до левого уха правой рукой, и т.п.

 

Волевая готовность. Речь идет об умении не столько слушаться, сколько слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно научиться понимать и принимать задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Каким образом развивать такое умение у детей? Очень просто, давая им различные несложные задания. При этом обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что ребенок все услышал и правильно понял.

     Для тренировки волевой готовности часто используют рисование геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании, а так же усидчивость и работоспособность. Если качество выполняемой ребенком работы стабильно, можно говорить о его волевой готовности. Если же ребенок испытывает трудности в концентрации внимания, значит, волевая регуляция поведения развита недостаточно, следовательно, упражнения надо продолжать.

     И самое главное - занимаясь с ребенком, старайтесь не критиковать его и обязательно хвалите за хорошо выполненную работу.

 

Социальная готовность. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – это умение сотрудничать, считаться с интересами и мнениями других людей.

Рекомендации родителям в данном направлении: понаблюдайте за тем, как ваш ребенок общается со сверстниками, выясните, умеет ли он подчиняться требованиям старших, внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, научите его правильно оценивать свое поведение и поступки других людей.

 

Координация. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев и кисти руки, а так же зрительно-моторной координации (умение правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой их траекторией при прорисовывании той или иной фигуры). Обратите внимание на точность копирования (величину, взаимное расположение, ровность линий).

Что же способствует развитию двигательной координации? Рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусин, лепка.

В быту эти навыки развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков на обуви и любых других узлов.

 

Конечно же,  нам понадобится и ваша помощь. Вы поможете ребенку, если будете подробно (естественно, с учетом возраста) отвечать на все его вопросы и не будете жалеть времени на общение. Важно научить ребенка последовательно и спокойно рассказывать о своих делах и заботах, различать главное и второстепенное и самому при помощи логических умозаключений находить ответы на многие свои вопросы, то есть ориентироваться в ситуации, думать и уметь высказываться. Самая главная задача родителей – быть уверенными в себе и своем ребенке и поддержать его на этом важном этапе!