Готов ли Ваш ребенок к школе?

29.01.2014 14:57

Общешкольное родительское собрание

(с родителями будущих первоклассников)

 

 «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

 

     Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. О том, насколько ребенок готов к школе, многие родители судят по тому, умеет ли он читать и считать. Что же в действительности определяет готовность к школе, что необходимо знать и уметь будущим первоклассникам?

     Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Она определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку: ответственное отношение к учебе, степень произвольности управления своим поведением, способность выполнять умственную работу, обеспечивающую сознательное усвоение знаний, а так же устанавливать со взрослыми и сверстниками контакты на основе совместной деятельности.

     Прежде всего следует обратить внимание на мотивационную, волевую, интеллектуальную, социальную готовность, а так же уровень развития зрительно-моторной координации.

 

Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят пойти в школу и, следовательно, в этом плане они подготовлены. Однако это не совсем так: желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок стремится в школу (из ответов детей), так как у него будет новый ранец, не надо будет спать днем, как в садике и т.п. В этом возрасте очень сильно привлекает детей все новое. А в школе для ребенка все будет впервые: и классы, и учительница, и занятия. Однако это еще не значит, что он осознает важность учебы и готов прилежно трудиться.

Как же развивать мотивационную готовность у будущих первоклассников?

Рассказывайте детям о том, что значит быть школьником, что им необходимо будет при этом делать. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьных правил. При этом, безусловно, следует исключить какое-либо давление на ребенка и ни в коем случае не использовать угрозы. Кроме того, родители непременно должны выражать уверенность в том, что учеба пойдет успешно и первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к процессу обучения является первым этапом развития мотивационной готовности. Как показывает практика, в течение 2-3 месяцев заинтересованность ребенка внешней стороной его нового положения постепенно сменяется интересом к содержанию занятий, получению новых знаний, то есть возникает познавательная мотивация.

 

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно это является главной составляющей общей готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Однако это убеждение нередко является причиной ошибок родителей при подготовке ребенка к школе.

     На самом деле интеллектуальная готовность не представляет наличия каких-либо уже сформированных знаний и умений, хотя конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Главное – это уровень психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, способность читать, считать, мысленно решать определенные задачи, а так же умение планировать и контролировать свою деятельность.

     У будущих первоклассников должны быть сформированы элементарные математические навыки, они должны понимать, что означают понятия «прибавить», «отнять», «одинаковое количество», счет до 10 и обратно. Они должны уметь определять положение предметов в пространстве. Знать слова, обозначающие местоположение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед), и правильно понимать их значение. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больше, меньше, равно).

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности. Сформировать необходимые представления в один прием невозможно, хотя времени для этого нужно немного.  Учите детей сравнивать предметы, выделять общий признак в словах, находить лишнее, развивайте умение обобщать; закрепляйте названия основных цветов, развивайте воображение у детей.

Тренировку можно проводить на различном материале. Например, потренироваться в определении местоположения можно, расставляя на столе столовые приборы: тарелка в центре, вилка слева, нож справа, правильно называя и употребляя понятия. Или устроить с ребенком такую игру: попросить его достать до левого уха правой рукой, и т.п.

 

Волевая готовность. Речь идет об умении не столько слушаться, сколько слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ребенку нужно научиться понимать и принимать задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Каким образом развивать такое умение у детей? Очень просто, давая им различные несложные задания. При этом обязательно просите повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что ребенок все услышал и правильно понял.

     Для тренировки волевой готовности часто используют рисование геометрических фигур в определенной последовательности под диктовку или по заданному образцу. Можно так же попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигуру в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание, умение сосредотачиваться на задании, а так же усидчивость и работоспособность. Если качество выполняемой ребенком работы стабильно, можно говорить о его волевой готовности. Если же ребенок испытывает трудности в концентрации внимания, значит, волевая регуляция поведения развита недостаточно, следовательно, упражнения надо продолжать.

     И самое главное - занимаясь с ребенком, старайтесь не критиковать его и обязательно хвалите за хорошо выполненную работу.

 

Социальная готовность. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – это умение сотрудничать, считаться с интересами и мнениями других людей.

Рекомендации родителям в данном направлении: понаблюдайте за тем, как ваш ребенок общается со сверстниками, выясните, умеет ли он подчиняться требованиям старших, внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, научите его правильно оценивать свое поведение и поступки других людей.

 

Координация. Очень важен для школы уровень координации движений пальцев и кисти руки, а так же зрительно-моторной координации (умение правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой их траекторией при прорисовывании той или иной фигуры). Обратите внимание на точность копирования (величину, взаимное расположение, ровность линий).

Что же способствует развитию двигательной координации? Рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусин, лепка.

В быту эти навыки развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков на обуви и любых других узлов.

 

Конечно же,  нам понадобится и ваша помощь. Вы поможете ребенку, если будете подробно (естественно, с учетом возраста) отвечать на все его вопросы и не будете жалеть времени на общение. Важно научить ребенка последовательно и спокойно рассказывать о своих делах и заботах, различать главное и второстепенное и самому при помощи логических умозаключений находить ответы на многие свои вопросы, то есть ориентироваться в ситуации, думать и уметь высказываться. Самая главная задача родителей – быть уверенными в себе и своем ребенке и поддержать его на этом важном этапе!